Что и следовало доказать 2018


"БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НКО". Материалы круглого стола от 19.03.2007

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Добрая Воля

Российская Федерация,620014, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 2/5, оф.52

тел: (343) 377-78-53, ф.: (343) 377-78-54.

Обзор нормативных актов. Отчетность некоммерческих организаций за 2006г., состав, сроки, порядок. Новое в налоговом законодательстве в 2007г.

Введение

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

Учет целевых доходов и расходов

Налог на прибыль в некоммерческой организации

Раздельный учет при осуществлении предпринимательской деятельности

Целевое финансирование и целевые поступления

Доходы и расходы некоммерческой организации

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество

Налоги и сборы, взносы, уплачиваемые с заработной платы работников

Упрощенная система налогообложения

Переход на упрощенную систему налогообложения

Объект налогообложения

Введение

Законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения, разделяет хозяйственную деятельность на деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

К некоммерческим относятся организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и иных целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96г. № 7-ФЗ)

В правовом отношении регулирование деятельности некоммерческих организаций ведется в соответствии со ст. 50 ГК РФ, а существенные признаки некоммерческих организаций устанавливаются статьями 116-123 ГК РФ.

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на достижение уставных целей. Эта деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и ведется для поддержания существования. Некоммерческие организации вправе быть участниками акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и вкладчиками в товариществах на вере, цели и задачи которых могут не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации могут иметь имущество в собственности, а некоторые - обособленное имущество в оперативном управлении, переданное их участниками.

Итак, прежде всего, некоммерческие организации - это организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности.

В некоммерческой организации, в отличие от коммерческой, полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется между участниками, исключение составляют только потребительские кооперативы (п. 5 ст. 116 ГК РФ). Это второй существенный признак, по которому происходит деление организаций на коммерческие и некоммерческие (п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно ст. 24 Закона о некоммерческих организациях к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций относится:

- приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации;

- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах;

- участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Следует напомнить, что некоммерческая организация должна вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

Учет целевых доходов и расходов

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) ведется в общеустановленном порядке.

Некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном следующими законодательными и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;

- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н;

- нормативные акты Минфина России;

- внутренние документы некоммерческой организации (положение об учетной политике, рабочий план счетов и т.п.).

Некоммерческие организации, которым открыто бюджетное финансирование по бюджетной смете, ведут бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н (далее ПБУ 1/98), главный бухгалтер некоммерческой организации должен руководствоваться учетной политикой, утвержденной руководителем организации. Избранная организацией учетная политика, утверждается приказом руководителя не позднее 90 дней со дня государственной регистрации некоммерческой организации, и применяется со дня приобретения прав юридического лица.

При формировании учетной политики бухгалтеру некоммерческой организации следует исходить из того, что в первую очередь должны быть отражены все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации.

Так, например, в нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов некоммерческой организации в том случае, когда организация помимо своей основной уставной деятельности осуществляет также предпринимательскую деятельность. В этом случае организация при формировании своей учетной политики может установить любой способ распределения таких расходов, закрепив его в приказе об учетной политике (п. 8 ПБУ 1/98).

Кроме этого, некоммерческая организация должна утвердить учетную политику для целей налогообложения, что предусмотрено НК РФ.

При этом организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует:

- утвердить метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (кассовый либо метод начисления);

- закрепить установленный организацией порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных.

Следует также учитывать, что на некоммерческие организации не распространяются отдельные положения по бухгалтерскому учету, а именно:

- Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н.

Состав и порядок представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями также имеет свои особенности.

Некоммерческим организациям дано право не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств по форме N 4 (см. п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н).

Отчет об изменениях капитала (форма N 3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) некоммерческая организация может не представлять при отсутствии соответствующих данных.

Всем некоммерческим организациям следует включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств по форме N 6, утвержденный приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н.

Также следует помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), освобождены от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Такие организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность и в упрощенном виде:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств.

Этими же организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляется:

- Отчет об изменениях капитала (форма N 3),

- Отчет о движении денежных средств (форма N 4),

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5),

- Пояснительная записка.

Бухгалтерская отчетность по итогам 2006г. представляется в налоговый орган до 31 марта 2007г. (в течение 90 дней по окончании года)

В отличие от коммерческих организаций, где основной задачей бухгалтерского учета является максимально достоверное формирование финансового результата в интересах участников таких структур, главной задачей бухгалтерского учета в некоммерческих организациях является учет и контроль за целевым использованием поступлений. Если некоммерческое предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, очень важно организовать оптимальное ведение раздельного учета целевых доходов (расходов) и доходов (расходов) по предпринимательской деятельности.

Для выполнения целевых программ некоммерческой организации следует иметь рассчитанную на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и т.п.) смету, которая утверждается высшим органом управления организации. В случае, когда некоммерческая организация имеет несколько целевых программ, сметы составляются по каждой из них. По окончании отчетного периода или при исполнении каждой целевой программы представляется отчет об исполнении сметы по данной программе, который утверждается тем же органом, что и смета.

Перечень статей сметы, их содержание, размер доходов и расходов по каждой статье организация определяет самостоятельно. При необходимости некоммерческая организация может корректировать свои сметы, соблюдая при этом все необходимые формальности. Согласовывать свои сметы некоммерческие организации могут только с жертвователями и грантодателями, а также членами и участниками организации.

Только они либо уставные документы организации могут ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы. Даже, если некоммерческая организация ведет коммерческую деятельность, то ограничения, установленные законодательством, касаются только результатов такой коммерческой деятельности.

Ограничение существует лишь в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации, что предусмотрено п. 3. ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" - не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год, что не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Другие расходы данным законом не ограничены.

Документами, подтверждающими поступление тех или иных средств в некоммерческие организации, обычно являются выписки банка, платежные поручения, приходные кассовые ордера, акты приема-передачи имущества и т.п. Особое внимание следует уделять формулировкам назначения платежа при оформлении расчетно-платежных и первичных документов.

При получении взносов и пожертвований следует использовать следующие формулировки: вступительный взнос, членский взнос, целевое финансирование, целевой благотворительный взнос, уставные цели, целевой взнос на содержание некоммерческой организации и т.п. При этом в расчетно-платежных документах обязательна запись "НДС не облагается". При использовании полученных от жертвователей средств, также необходимы безупречные формулировки с учетом названия целевой программы, статьи сметы и т.п.

Недопустимы такие формулировки: оплата за оказанные услуги, предоплата на день защиты детей, плата на развитие спорта, материальная (финансовая) помощь, безвозмездные средства и т.п. Исходя из таких формулировок, налоговые органы могут счесть взносы прибылью некоммерческой организации или доходами от ее предпринимательской деятельности с соответствующими последствиями.

Прием пожертвований, а также вступительных и членских взносов от физических лиц не относится ни к торговым операциям, ни к операциям по оказанию услуг населению, поэтому контрольно-кассовые машины в таких случаях некоммерческими организациями не применяются. При ведении предпринимательской деятельности, такой как реализация населению товаров, работ и услуг применение кассовых аппаратов обязательно.

Учет целевых доходов и расходов

Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, земельные участки в собственности или в бессрочном пользовании.

В соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях имущество некоммерческой организации может иметь денежную и иную форму. Основными источниками формирования имущества некоммерческой организации, в частности, могут быть:

- регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие, не запрещенные законом поступления.

Порядок поступлений средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Для отражения в бухгалтерском учете источников формирования имущества предназначен счет 86 "Целевое финансирование".

Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по видам и источникам, о поступлении и использовании средств в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода некоммерческая организация приводит в отчете о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

В силу п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции организации должны оформляться оправдательными первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В пункте 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать определенные законом обязательные реквизиты.

Исходя из вышеизложенного некоммерческая организация обязана подтверждать все источники формирования своего имущества, а также произведенные расходы первичными документами, которые должны соответствовать установленным унифицированным формам или содержать обязательные реквизиты.

Например, в случае пожертвования, произведенного в денежной форме, должен быть оформлен приходный кассовый ордер, где по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, в данном случае - "добровольное пожертвование на уставные цели", а в графе "Принято от" должно быть проставлено - "От частного лица".

В статье 3 Закона о некоммерческих организациях указано, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смета доходов и расходов заменяет собой баланс некоммерческой организации в том случае, если данная организация функционирует без приобретения прав юридического лица и не состоит на учете в налоговой инспекции, что допускается для общественных организаций Законом РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Однако некоммерческие организации, которые формируют и сдают в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, также должны составлять смету доходов и расходов (финансовый план). В статье 12 главы 5 "Управление некоммерческой организацией" Закона о некоммерческих организациях утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений отнесено к компетенции высшего органа управления данной организации.

Требования к составлению сметы доходов и расходов законодательно не определены. Некоммерческие организации могут самостоятельно определять статьи доходов и расходов и планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками и направлениями своей деятельности. Как правило, смета доходов и расходов составляется в целом на год. При необходимости такую смету можно формировать поквартально или помесячно.

При выполнении организацией нескольких целевых программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете получения и расходования средств целевого финансирования.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются в учете проводкой:

Дебет 10 (41, 50, 51...) Кредит 86

- отражено получение средств целевого финансирования.

Расходы, возникающие в рамках уставной деятельности, должны учитываться по статьям сметы. Перечень этих статей некоммерческая организация определяет самостоятельно, а направления использования целевых поступлений согласовываются с членами, жертвователями и грандодателями.

В качестве примеров статей сметы можно привести следующие:

- заработная плата;

- начисления единого социального налога;

- командировочные расходы;

- аренда помещений;

- расходы на публикацию отчета о деятельности и т.д.

Теперь рассмотрим порядок отражения расходов за счет средств целевого финансирования в бухгалтерском учете

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению расходы за счет средств целевого финансирования сначала отражаются на счете 20 "Основное производство" или счете 26 "Общехозяйственные расходы", а затем списываются в дебет счета 86 "Целевое финансирование".

Необходимо обратить внимание на то, что счета 20 и 26 предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности. В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, расходы приводят к уменьшению экономических выгод организации. А это значит, что расходы за счет средств целевого финансирования не являются расходами по обычным видам деятельности и положения ПБУ 10/99 на данные расходы не распространяются.

Таким образом, расходы, непосредственно связанные с ведением уставной деятельности, могут отражаться двумя способами: на счете 20 (субсчет "Расходы по уставной деятельности") с последующим отнесением на счет 86 и непосредственно на счете 86 "Целевое финансирование".

Порядок учета расходов по уставной деятельности необходимо отразить в учетной политике некоммерческой организация.

В деятельности некоммерческой организация могут возникнуть ситуации, когда суммы целевых поступлений превысили расходы и целевые поступления были использованы не по целевому назначению.

Целевые программы организации могут быть рассчитаны на несколько лет. В случае одновременного выполнения нескольких целевых программ некоммерческая организация обязана вести раздельный учет целевых поступлений и расходов в рамках каждой целевой программы. В случае, если целевые средства, полученные на выполнение целевой программы, в отчетном году не были израсходованы полностью, их остаток следует перенести на следующий год. Другими словами, расходование целевых средств происходит в течение всего срока действия целевой программы.

Если суммы, полученные на выполнение целевых программ, все же превысили расходы, то неизрасходованную часть средств необходимо вернуть лицу, осуществляющему финансирование данной целевой программы.

Теперь рассмотрим случай, когда целевые поступления используются не по целевому назначению.

В соответствии с п. 4 ст. 582 ГК РФ иное использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя. Согласно п. 5 ст. 582 ГК РФ использование пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, дает ему право требовать отмены пожертвования.

Следовательно, при изменении целевого назначения средств без согласия лица, являющегося источником целевых поступлений, для некоммерческой организации могут возникнуть негативные налоговые последствия.

Налоговым законодательством установлено, что налогоплательщики, в рамках благотворительной деятельности получившие имущество (работы, услуги), целевые поступления или целевое финансирование, обязаны представлять в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, в соответствии с пп. 14 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы, полученные в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств), признаются внереализационными. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Налог на прибыль некоммерческой организации

Рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация не осуществляет предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 2 ст. 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Перечень целевых поступлений, установленный в данном пункте, является исчерпывающим.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);

9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями), на проведение профсоюзными организациями социально - культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Остальные доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Членские и вступительные взносы признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы у некоммерческих организаций, которые их вправе аккумулировать в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Согласно ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Согласно ст. 24 Закона о некоммерческих организациях к предпринимательской деятельности относятся:

- производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящие прибыль и отвечающие целям создания некоммерческой организации;

- приобретение и реализация ценных бумаг;

- реализация имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Список видов деятельности некоммерческой организации, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к предпринимательской, является исчерпывающим. Таким образом, доходы, полученные некоммерческой организации от иных видов деятельности, не могут быть отнесены к доходам от предпринимательской деятельности. Например, к таким доходам не относятся доходы, полученные по договору банковского вклада, проценты по текущему счету и т.д.

Доходы некоммерческих организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций (НДС, налог на прибыль организаций и т.п.).

Некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, согласно НК РФ уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами, полученной от такой деятельности. При этом в составе доходов и расходов не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств.

Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности аналогичен порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли организаций.

НК РФ не предусматривает включения в состав расходов от предпринимательской деятельности некоммерческой организации расходов, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, и других расходов, связанных с осуществлением основной уставной деятельности организации (на оплату труда административно-хозяйственного персонала, аренду и содержание зданий, автомобилей, командировочные и прочие расходы). Указанные расходы в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений.

Таким образом, у некоммерческих организаций целевые отчисления, поступившие на осуществление основной уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в видах предпринимательской деятельности. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 121 ГК).

Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций также могут служить:

- запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");

- предоставление общественным фондам и благотворительным общественным объединениям возможности создавать только хозяйственные общества (принимать в них участие) (ст. 118 ГК РФ).

В законодательстве установлены также ограничения на участие некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, некоммерческие организации не могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, некоммерческая организация не может быть доверительным управляющим (п. 1 ст. 1015 ГК РФ).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для осуществления ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации, по существу, мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

У некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, имеются как прямые расходы, непосредственно связанные с ее осуществлением, так и общие расходы, связанные и с предпринимательской деятельностью, и с основной уставной деятельностью (расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.).

Средства целевого финансирования и целевых поступлений у некоммерческих организаций могут образовываться за счет вступительных взносов, членских взносов, добровольных взносов и прочих поступлений, определенных законодательством.

Расходами на осуществление основной уставной деятельности признаются расходы следующего характера:

- благотворительная помощь;

- проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.;

- иные мероприятия целевого назначения.

К расходам на содержание аппарата управления относятся:

- расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления);

- выплаты, не связанные с оплатой труда;

- расходы на командировки и деловые поездки;

- содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта);

- ремонт основных средств и иного имущества;

- прочие расходы на содержание аппарата управления.

По статье "Использование средств" отражаются также расходы на приобретение основных средств, инвентаря, иного имущества и др.

Согласно статьям 247 и 274 НК РФ прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Следовательно, средства, получаемые некоммерческими организациями от оказания платных услуг и выполнения работ, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг, и, соответственно, прибыль, полученная от указанных видов деятельности, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ некоммерческие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Порядок ведения раздельного учета должен быть определен в соответствующем документе, регламентирующем учетную политику организации.

Некоммерческая организация может подтвердить наличие расходов, напрямую связанных с предпринимательской деятельностью, если, например, имеются организационно-распорядительные документы, приказы руководителя, свидетельствующие о том, что в структуре организации сформированы два подразделения: по осуществлению предпринимательской деятельности и по осуществлению уставной непредпринимательской деятельности либо утверждены соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие круг обязанностей сотрудников; каждый объект имущества в момент приобретения распределен по указанным видам деятельности и используется только по назначению и т.п.

Наличие раздельного учета позволит также принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных ресурсов для предпринимательской деятельности.

При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческими организациями в их обязанность входит ведение налогового учета доходов и расходов с применением общих норм главы 25 НК РФ.

Чтобы снизить налоговый пресс, некоммерческой организации необходимо доказать наличие расходов, напрямую связанных с предпринимательской деятельностью. Это достигается обеспечением раздельного учета доходов от осуществления предпринимательской деятельности и доходов (расходов) от уставной деятельности некоммерческой организации.

Исходя из вышесказанного целесообразно:

а) расходы, предпринимательский характер которых доказать не представляется возможным, относить за счет целевых поступлений, либо чистой прибыли;

б) иметь в наличии организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя некоммерческие организации), свидетельствующие о том, что:

- в структуре организации сформированы два подразделения - "служба по осуществлению предпринимательской деятельности" и "служба по осуществлению уставной непредпринимательской деятельности";

- штатное расписание содержит перечень работников указанных служб с наименованием должностей;

- утверждены соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие круг обязанностей сотрудников обеих служб;

- каждый объект имущества распределен по указанным службам и используется только для осуществления одной деятельности и т.п.

При соблюдении указанных условий некоммерческие организации могут подтвердить наличие расходов, напрямую связанных с предпринимательской деятельностью, которые учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, а также для принятия к вычету суммы НДС, уплаченной при приобретении материальных ресурсов для коммерческой деятельности.

Для некоммерческих организаций (в составе ряда других видов организаций) установлен особый порядок исчисления авансовых платежей.

Так, бюджетные учреждения и прочие некоммерческие организации уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (за I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года).

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается только календарный год.

На основании статьи 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей налоговые декларации.

Налоговые декларации в упрощенной форме представляют:

- за отчетный период - все налогоплательщики (в состав Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций обязательно включаются: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1 и N 2 к Листу 02).

- по истечении налогового периода - некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль (в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК, Листа 07)

По итогам 2006 г. налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в налоговый орган по месту учета организации не позднее 28 марта 2007г на бланках, утвержденных Приказом Минфина от 07.02.2006г. № 24н.

Раздельный учет при осуществлении

предпринимательской деятельности

В соответствии с пп. 3 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях они должны вести учет доходов и расходов, относящихся к предпринимательской деятельности. При этом целевые средства и доходы от предпринимательской деятельности должны учитываться организациями раздельно.

Для средств, полученных для ведения уставной деятельности, и прибыли от предпринимательской деятельности установлен разный режим налогообложения. Этим обусловлен и их раздельный учет.

В случае если раздельный учет целевых средств и доходов от предпринимательской деятельности отсутствует, то доходы, полученные в рамках целевого финансирования, будут являться объектом налогообложения по налогу на прибыль.

Поскольку целевые средства не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, очень важно правильно оформить поступление целевых средств. Первичные документы (платежные поручения, приходные кассовые ордера), которыми оформляются переводы целевых средств, должны содержать точные формулировки.

Особого внимания заслуживает порядок учета общехозяйственных расходов некоммерческой организации в случае, если помимо уставной деятельности она ведет еще и предпринимательскую. Как уже было сказано, к таким затратам могут относиться:

- расходы по аренде помещения;

- командировочные расходы;

- затраты на оплату труда и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые нельзя отнести к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Целевые поступления и средства целевого финансирования являются доходом в терминологии главы 25 Налогового кодекса РФ, так как они приведены в перечне ст. 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы".

Если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ целевые средства являются доходом, не учитываемым при определении налоговой базы, то можно говорить о том, что порядок распределения общехозяйственных расходов, рассмотренный выше, главой 25 Налогового кодекса РФ установлен.

Таким образом, порядок распределения общехозяйственных расходов можно производить в соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 272 НК РФ.

Целевое финансирование и целевые поступления

Согласно главе 25 Налогового кодекса РФ целевые средства в целях налогообложения прибыли подразделяются на:

- средства целевого финансирования;

- целевые поступления.

В подпункте 15 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. К ним относится имущество, полученное в виде:

- грантов;

- инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;

- инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

Перечисленные выше средства являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на доходы. Однако в главе 25 Налогового кодекса РФ оговорены условия, при несоблюдении любого из которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения.

Во-первых, организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Во-вторых, средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае они подлежат включению во внереализационные доходы. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

В-третьих, организация должна использовать поступившие средства. Так, в частности, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом является календарный год. Следовательно, целевые средства, не израсходованные до 31 декабря текущего налогового периода, подлежат отражению в составе внереализационных доходов данного налогового периода.

Налоговым кодексом РФ также введено понятие целевых поступлений. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ ими являются целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, которые поступили безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Целевые поступления также являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы, но только при соблюдении следующих условий:

- использования их по назначению;

- ведения раздельного учета доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.

Доходы и расходы некоммерческой организации

Средства, которыми может располагать в своей деятельности некоммерческая организация, можно разделить на группы:

1. Вступительные и членские взносы. Эти средства формируются, главным образом, в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

2. Взносы учредителей.

3. Добровольные взносы, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, граждан РФ, иностранных юридических и физических лиц на уставную деятельность.

4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных (включая гранты).

5. Ассигнования из бюджета на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выделение этих средств из государственного бюджета осуществляется, как правило, в соответствии с указами Президента.

6. Средства, поступающие от предпринимательской деятельности.

7. Прочие поступления (излишки, выявленные при инвентаризации, невостребованная задолженность, поступления от реализации ненужного имущества).

Взносы учредителей тех некоммерческих организаций, организационно-правовые формы которых предусматривают наличие уставного капитала, учитываются на счете 85 "Уставный капитал", остальные средства учитываются либо непосредственно на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" либо, если они подлежат налогообложению, сначала учитываются на счете 80 "Прибыли и убытки". Чистая прибыль (прибыль после налогообложения) может быть зачислена затем в доходы некоммерческой организации, отражаемые на счете 96, если она использована на уставную деятельность.

В составе расходов целесообразно выделять:

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата административно-хозяйственного персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения по этой зарплате, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита (если это благотворительный или другой неинвестиционный фонд), амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуга, расходы на ремонт и др.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений.

3. Расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования.

4. Расходы по предпринимательской деятельности.

5. Потери и списания.

Статьи расходов, связанных с выполнением уставной деятельности, и их состав отражаются в финансовом плане или в смете.

Согласно п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях каждая некоммерческая организация составляет финансовый план, который утверждается ее высшим органом управления. Согласно Закону о благотворительной деятельности, благотворительные организации должны составлять смету.

Смета или финансовый план могут быть составлены на несколько лет. При получении целевых поступлений на определенную программу перечень расходов по ней следует согласовывать со спонсором. Использовать полученные средства на другие цели можно только, получив на это письменное согласие спонсора. Если это согласие не может быть получено, средства следует вернуть.

При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельную смету, в которой можно выделить административно-хозяйственные расходы.

После окончания года может быть составлен и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана).

Если организация выполняет только уставную непредпринимательскую деятельность, то все доходы и расходы ее учитываются на счете 86 "Целевые финансирование и поступления".

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, а также на уставные цели, отражаются по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами учета денежных средств: 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках" (о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению), 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Расходование этих средств отражается по дебету счета 96. При выполнении некоммерческой организацией нескольких программ к счету 96 должны быть открыты субсчета по каждой программе. В этом случае административно-хозяйственные расходы (АХР) некоммерческой организации должны будут учитываться на отдельном субсчете, открытом к счету 96. Периодически этот субсчет должен закрываться, остаток по нему списывается на расходы по выполнению отдельных программ, распределяясь между ними.

Здесь возникают вопросы, доказать как часто следует закрывать субсчет "Административно-хозяйственные расходы" к счету 96 и что использовать в качестве базы распределения данных расходов. В плане счетов конкретных указаний по этим вопросам нет. На наш взгляд, этот субсчет следует закрывать ежемесячно, а в качестве базы для распределения использовать либо удельный вес средств, поступивших на каждую программу в общем объеме финансирования, либо удельный вес средств, израсходованных по каждой программе в общем объеме израсходованных средств.

Такой механизм учета и распределения косвенных расходов целесообразно, на наш взгляд, применять в том случае, когда административно-хозяйственные расходы входят в состав расходов по целевым программам и выделены в их сметах. Иногда в целевых программах или мероприятиях указываются только прямые расходы, в этом случае не возникает необходимости распределения косвенных расходов.

Каждая некоммерческая организация имеет свою специфику, в соответствии с которой и нужно разработать механизм распределения административно-хозяйственных расходов и отразить его в учетной политике.

При отражении на счете 96 поступления и расходования денежных средств бухгалтер должен обратить внимание на формулировки, содержащиеся в первичных документах. В разделе, посвященном налогообложению, отмечалось, что членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады, спонсорские и целевые взносы на содержание некоммерческой организации и выполнение ее соответствующих программ (мероприятий) не облагаются налогами.

Эти формулировки и должны присутствовать в тексте платежных поручений и других первичных документов с указанием "НДС не облагается".

Если, например, вместо формулировки "целевой взнос на организацию конференции" будет использована формулировка "плата за участие в конференции", то проведение конференции будет считаться предпринимательской деятельностью с соответствующей уплатой НДС, налога на прибыль и других налогов.

Расходование средств должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми налоговыми органами, в первичных документах необходимо делать четкие ссылки, на выполнение каких именно программ или мероприятий перечисляются с расчетного счета или выдаются из кассы деньги. Так, средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями этих средств, а также денежные (спонсорские) средства, направленные на целевое финансирование некоммерческих организаций, освобождаются от уплаты НДС только в том случае, если они не занимаются предпринимательской деятельностью в не имеют оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества. Отчет о целевом использовании этих средств должен быть представлен в налоговый орган.

С доходов, образующихся в результате целевых отчислений на содержание некоммерческих организаций, поступивших от других предприятий и граждан, с членских вступительных взносов, долевых (паевых и целевых) вкладов участников этих организаций налог на прибыль не уплачивается при условии раздельного ведения учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности.

Источником формирования средств целевого назначения некоммерческой организации могут являться денежные средства, которые поступают в соответствии с договором гранта. Под грантом понимают целевые средства, предоставленные безвозмездно иностранными благотворительными организациями в денежной или натуральной форме с последующим отчетом об использовании. При этом следует обратить особое внимание на то, что средства, поступающие в соответствии с договором гранта, имеют строго целевое назначение и могут быть использованы исключительно на цели, предусмотренные договором.

Средства, поступающие в соответствии с договором гранта, являются собственностью некоммерческой организации и учитываются на счете 52 "Валютный счет". Счет 52 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, выраженных в иностранных валютах. Аналитический учет по счету 52 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах, он ведется по каждому счету, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах, по каждому виду валюты отдельно.

Получение гранта должно быть подтверждено справкой компетентного органа иностранного государства с заверенным переводом на русский язык о том, что данная благотворительная организация зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

Отдельным некоммерческим организациям, осуществляющим важнейшие социально-экономические программы, могут быть выделены средства на их реализацию из государственного и местного бюджета. Для осуществления банковских операций по движению бюджетных средств должны быть открыты текущие бюджетные счета. По окончании года остаток неиспользованных средств на текущем бюджетном счете не изымается в бюджет, а переходит на следующий год для расходования по целевому назначению.

Благотворительные организации могут привлекать к выполнению свих программ добровольцев - лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, но участвующих в их деятельности на добровольных началах. Эта деятельность должна соответствовать уставным целям благотворительной организации и труд добровольца не должен предполагать никакого вознаграждения, в том числе, подарков, грантов, стипендий, премий.

Между добровольцем и благотворительной организацией может быть заключен договор, в котором оговариваются его конкретные обязанности. Но юридической силы такой договор не имеет, поскольку эти отношения не регулируются Трудовым кодексом РФ.

В деятельности благотворительных организаций нередко возникают ситуации, связанные с необходимостью возмещения расходов добровольцев при их поездках. Эти поездки не могут считаться служебными командировками, поскольку добровольцы не состоят в трудовых отношениях с благотворительной организацией.

При возмещении расходов добровольцев, связанных с этими поездками, следует руководствоваться ст. 5 Закона о благотворительной деятельности, где говорится, что "благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.)".

С учетом изложенного, средства, затраченные на проживание, проезд, питание добровольцев, связанные с осуществлением уставной деятельности благотворительной организации, при наличии подтверждающих документов не включаются в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц.

В случае возмещения указанных расходов добровольцев без документального подтверждения произведенных затрат, выплачиваемая сумма включается в налогооблагаемый доход добровольца независимо от величины сметы, утвержденной организацией для таких выплат.

Налог на добавленную стоимость

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, имеют все права и исполняют все обязанности налогоплательщиков в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 Налогового кодекса РФ. Если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности и у нее отсутствуют обороты что и следовало доказать 2018 по реализации товаров (работ, услуг), то объект обложения НДС у нее может возникать в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.

Сначала рассмотрим, в каких случаях у некоммерческой организации возникает объект налогообложения при ведении уставной деятельности. Для этого необходимо вспомнить, что же в соответствии с НК РФ является объектом обложения НДС.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по данному налогу является, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом на основании ст. 39 НК РФ под реализацией понимается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг.

Также ст. 146 НК РФ определено, что реализацией товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС является и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. Исключение составляет передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Поэтому в случае если некоммерческая организация, например, безвозмездно передает печатную продукцию коммерческим организациям, то у нее возникает объект обложения НДС.

Как уже было отмечено выше, объект налогообложения по данному налогу возникает и в случае осуществления строительства хозспособом. Кроме того, объект налогообложения по НДС может возникать при реализации имущества, в частности основных средств.

Теперь остановимся на порядке освобождения от уплаты НДС организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Некоммерческая организация может использовать льготы по налогу, предусмотренные ст. 149 НК РФ. Так, в частности, некоммерческая организация освобождается от налогообложения при осуществлении следующих видов предпринимательской деятельности (при наличии лицензии в случаях, предусмотренных законодательством):

- оказания услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними в кружках, секциях и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- оказания услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг и услуг по сдаче помещений в аренду (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- оказания услуг в сфере культуры и искусства, предоставляемых учреждениями культуры и искусства: предоставление напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звуко-технического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)

К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Не подлежат налогообложению НДС также операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ)

- реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг (за искл. Брокерских или иных посреднических услуг)

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ)

Обязанность по представлению налоговой декларации по НДС должны исполнять все некоммерческие организации, вне зависимости от того, возникает ли у организации обязанность по уплате НДС.

Некоммерческие организации, не осуществляющие налогооблагаемых операций по НДС, а также налогоплательщики, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых не превышает 2 млн. в месяц, представляют в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по НСД ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В случае превышения выручки от реализации 2 млн. в месяц. Если выручка превышает 2 млн. в мес., то налогоплательщик обязан е налоговую декларацию по НСД ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным месяцем. Начиная с отчетного периода за январь и 1 кв. 2007г. действуют бланки деклараций по НДС, утв. Приказом Минфина № 136н от 07.11.2006г. За 4 кв. (декабрь) 2006г. декларации следовало представлять на бланках, утв. Приказом МФ № 163 от 28.12.2005г.

Налог на имущество

Налог на имущество - это региональный налог. Он установлен гл. 30 НК РФ и законом Свердловской области № 35-ОЗ от 27.11.2003г. и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории Свердловской области (ст. 372 НК РФ). Плательщиками данного налога являются российские и иностранные организации (ст. 373 НК РФ). Что касается российских организаций, то, исходя из норм НК РФ и ГК РФ, налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе органы государственной власти некоммерческие и бюджетные организации.

Объектом обложения налогом на имущество является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Обратите внимание: объектом обложения налогом на имущество также является имущество, переданное некоммерческой организации по договору лизинга и находящееся у неё на балансе. С него следует уплачивать налог в порядке, установленном гл. 30 НК РФ.

(продолжение в Части II)


Источник: http://www.nko-ural.ru/additional/1/5



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Шенгенская виза для россиян в 2018 году
Сколько стоит бугатти вейрон в россии 2018Когда начинается месяц шаабан в 2018Бизнес в 2018 что делатьКакой сериал вышел в 2018 годуНовый ауди 2018 цена и комплектация официальный сайт


Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018 Что и следовало доказать 2018


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ